Выбор параметров тягового расчета
Для проведения тягового расчета необходимо выбрать типоразмер пневматических шин, относительную радиальную деформацию их профиля, механический КПД трансмиссии, коэффициент обтекаемости машины, коэффициент сопротивления движению и предварительно определить динамический и кинематический радиусы колеса, а также площадь Миделя.
Типоразмер шин и радиусы колеса
Выбор пневматических шин производится с учетом их номенклатуры по наиболее нагруженным колесам ПА.
Динамический радиус колеса – rД (м) в первом приближении принимается равным статическому радиусу прототипа – rСТ, который приводится в ГОСТ на пневматические шины.
При отсутствии данных по статическому радиусу для эластичных шин пользуются следующим выражением:
rД = 0,5 d + lШ. D.ВШ, (8)
где d – посадочный диаметр обода колеса, указанный в маркировке шины в мм или дюймах, м;
lШ - относительная радиальная деформация профиля шины (коэффициент смятия шины под нагрузкой), принимаемый lШ = 0,89…0,9;
D – отношение высоты профиля шины к ее ширине: для обычных автомобильных шин принимается D = 1, для широкопрофильных и арочных указывается в маркировке шины;
ВШ – ширина профиля шины, указанная в маркировке в мм, м.
Радиус качения колеса (кинематический) – rК определяется экспериментально. При отсутствии экспериментальных данных для диагональных шин принимают rК = 1,02 rД, для радиальных шин rК = 1,04 rД.
rд = 0,5. 508 + 0,9. 1. 260 = 488 м.
rк =1,04. 488 = 507 м.
Коэффициент полезного действия трансмиссии
Коэффициент полезного действия механической трансмиссии (КПД) характеризует потери мощности в механизмах трансмиссии при ее передаче от первичного вала коробки передач до ведущих колес.
КПД механической трансмиссии – hТР равен произведению коэффициентов полезного действия входящих в трансмиссию механизмов:
hТР = hКП. hДК. hК. hГ. hКР, (9)
где hКП - КПД коробки передач (основной), принимаемый 0,96…0,98;
hДК - КПД дополнительной коробки (раздаточной, демультипликатора), варьируемый в пределах 0,93…0,97;
hК - КПД карданной передачи, для одного шарнира hК = 0,995;
hГ – КПД главной передачи, варьируемый в пределах 0,93…0,97;
hКР - КПД колесного редуктора, принимаемый hКР = 0,96…0,98.
hтр = 0,96. 0,995. 0,95. 0,96 = 0,87.
Коэффициент обтекаемости и площадь Миделя
Аэродинамические свойства ПА характеризуются фактором обтекаемости, представляющим собой произведение коэффициента обтекаемости и площади лобового сопротивления (Миделя).
Коэффициент обтекаемости – kВ равен силе сопротивления воздуха, действующей на один квадратный метр лобовой площади ПА при скорости его движения 1 м.с-1.
Площадь Миделя – SМ равна площади проекции ПА на плоскость, перпендикулярную его продольной оси. В проектных расчетах она определяется из выражения:
SМ = a. ВА. НА, (10)
для грузовых автомобилей и автопоездов a = 0,75…0,90;
ВА – габаритная (наибольшая) ширина ПА, определяемая по компоновочной схеме или принимаемая по прототипу, м в соответствии с таблицей 3;
НА – габаритная (наибольшая) высота ПА, определяемая по компоновочной схеме или принимаемая по прототипу, м в соответствии с таблицей 3.
КВ = kВ. SМ. (11)
Кв = 0,6. 5,16 = 3,096.
Расчет параметров двигателя пожарного автомобиля
Требуемая эффективная мощность двигателя определяется из уравнения мощностного баланса при движении ПА с максимальной скоростью:
NЕJ =(yJ. GА. JА max + кВ. Sм. JА3 max)/ 1000 hТР, (12)
где NЕJ - эффективная мощность двигателя при максимальной скорости движения ПА (кВт);
yJ – коэффициент сопротивления движению, соответствующий четвертой категории дорог, принимается yJ = 0,02.
NЕJ= (0,02. 116776,8. 26,3 + 3,096. 26,33) / 1000. 0,87 = 135 кВт.
Максимальная эффективная мощность двигателя – NЕmax (кВт) определяется с помощью следующего соотношения:
для дизельных двигателей NЕmax = NЕJ = 135 кВт. (13)
Для разрабатываемого АЦ возможно использование серийного двигателя КамАЗ 740, с номинальной мощностью 155 кВт.