Выбор параметров тягового расчета
Внешняя скоростная характеристика двигателя
Внешняя скоростная характеристика является основой технического расчета проектируемого двигателя. Ее расчет ведется, как правило, по формуле С.Р. Лейдермана:
NЕ = NЕmax. (а (n / nN) + в (n / nN)2 – с (n / nN)3), (14)
где NЕ - текущие значения эффективной мощности;
а, в, с – постоянные для каждого типа двигателя коэффициенты:
для дизельного двигателя а = 0,53, в = 1,56, с =1,09;
n – текущее значение частоты вращения коленчатого вала двигателя, об.мин-1;
nN-частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности двигателя, об.мин-1, в соответствии с таблицей 3.
NЕ = 135. (0,53 (600 / 2200) + 1,56 (600 / 2200)2 – 1,09 (600 / 2200)3) = 25,65 кВт. Эффективный вращающий момент двигателя – МЕ при этом определяется как:
МЕ = 9550 NЕ / n, (15)
где n – текущее значение частоты вращения коленчатого вала двигателя, об.мин-1.
МЕ = 9550 25,65 / 600 = 474 Н.м.
Результаты расчетов заносим в таблицу 3. По полученным значениям строим графики соответствующие внешней скоростной характеристики двигателя, рисунок 2.
Таблица 3 – Параметры внешней скоростной характеристики двигателя
N, об.мин-1 |
600 |
1200 |
1800 |
2400 |
3000 |
3600 |
NЕ, кВт |
25,65 |
76,95 |
118,8 |
138,4 |
116,1 |
36,45 |
МЕ, Н.м |
408,3 |
612,4 |
630,3 |
550,7 |
369,6 |
96,7 |
Расчет параметров трансмиссии
Правильный расчет параметров трансмиссии является необходимой предпосылкой получения высоких средних скоростей движения ПА и его хорошей топливной экономичности.
Передаточное число главной передачи
Передаточное число главной передачи – iГ определяется из условия обеспечения заданной максимальной скорости движения ПА на высшей ступени в коробке передач по формуле:
iГ = 0,377. rК. nJ / (iКПВ. iДКВ. JА max), (16)
где rК – кинематический радиус качения колеса, м;
iКПВ – передаточное число высшей ступени основной коробки:
для коробок грузовых автомобилей с числом передач, не превышающим шесть, iКПВ = 1;
для остальных автомобилей принимается 0,6…1,0;
iДКВ – передаточное число высшей передачи дополнительной коробки передач или демультипликатора, в расчетах принимается 1…1,44 (1 – при ее отсутствии);
JА max – максимальная скорость движения автомобиля на прямой передаче, км.ч-1;
nJ – частота вращения коленчатого вала двигателя, соответствующая максимальной скорости движения ПА, об.мин-1. Она определяется через коэффициент оборотистости двигателя:
nJ = JА max. hОД, (17)
где hОД – коэффициент оборотистости двигателя, принимаемый для легковых автомобилей и грузовых с дизельным двигателем в пределах 30…35, для грузовых автомобилей с бензиновым двигателем – 35…45.
nJ= 95. 30 = 2850 об. мин-1.
iГ = 0,377. 0,5. 2850 / (0,6. 1. 95) = 9,425.
Передаточное число низшей ступени коробки передач
Передаточное число низшей (первой) ступени основной коробки передач – iКПН находится из условия преодоления автомобилем максимального сопротивления дороги:
iКПН = GА. ymax. rД / (МЕmax. iДК. iГ. hТР), (18)
где ymax - максимальное значение суммарного коэффициента сопротивления дороги, принимаемое в расчетах равным 0,4.