Характеристика технологических процессов работы судов, портов

Водный транспорт » Транспортная система. Морской порт » Характеристика технологических процессов работы судов, портов

Страница 3

Наибольшие возможности для построения рациональных технологических процессов штучных грузов и использования эффективной перегрузочной техники представляет современный флот: контейнеровозы, лихтеровозы, пакетовозы, суда для перевозки автомобилей и др.

Обработка судов горизонтальным способом загрузки осуществляется через кормовые, носовые и бортовые ворота с помощью автопогрузчиков, автомобилей и различных грузовых приспособлений: рол трейлеров, грузовых тележек, флетов. По сравнению с крановым вариантом горизонтальный способ ускоряет грузовые операции, обеспечивая более высокую интенсивность использования техники.

Грузовые работы обычно выполняются силами и средствами порта.

Обработка судов производится под руководством стивидора, контролируется технологической службой порта. Для обеспечения рациональной обработки судов порт составляет непрерывный план-график обработки судов и планы обработки судов. В соответствии с этими документами устанавливают сроки начала и окончания обработки и концентрации (количество) технологических линий на весь период обработки судна.

Объем транспортной работы флота характеризуют различные показатели. Основнымичюказателями являются объем перевозок и грузооборот. Они позволяют контролировать ход и результаты выполнения плана морских перевозок в каботаже и служат расчетными данными при планировании перевозок в заграничном плавании.

Объем грузовых перевозок выражается в тоннах, грузооборот - в тоннах-милях. Объем пассажирских перевозок определяется числом перевезенных пассажиров, пас-сажирооборот - пассажиро-милями.

Транспортная работа, выполняемая морскими судами, рассчитывается за определенные промежутки времени (5 лет, год, квартал, месяц).

Общая характеристика перевозок. Масштабы и структуру морских перевозок грузов наиболее полно отражает экономический грузооборот морских портов и отдельных бассейнов. Он показывает прошедшее через причальный фронт портов количество грузов, вывезенных или ввезенных отечественными и иностранными судами, экономический грузооборот характеризует развитие судоходства, использование морских путей страны.

Территориальные особенности размещения морского транспорта определяют экономические результаты работы флота и портов и эффективность транспортно-эконо-мических связей. Распределение грузо- и пассажиропотоков по бассейнам обусловливается производственными, внешнеэкономическими, экономико-географическими и природными факторами. Объемы и структура грузооборота пароходств и портов зависят от характера и уровня размещения производительных сил. На размещение морских портов и грузооборот бассейнов оказывает также влияние численность населения прибрежных зон. Определенную роль в формировании грузопотоков играет характер связей морских бассейнов с международными морскими путями.

Для Северного морского бассейна в грузопотоках находятся перевозки лесоматериалов, металлов, рудных концентратов, апатитов, угля, продовольственных товаров, грузов снабжения для развивающихся северных регионов. В районе тяготения Северного морского бассейна сосредоточены крупные природные ресурсы. В бассейнах рек Севера расположены лесные массивы, добывается апатит, цветные металлы. В соответствии с характером экономики района тяготения и складывались морские грузопотоки.

В грузопотоках Балтийского бассейна выделяются - промышленная продукция, машины и оборудование, нефть и уголь, лес и продовольственные товары. К Балтийскому бассейну тяготеют Литва, Латвия и Эстония, с высокоразвитой экономикой, промышленностью, сельским хозяйством и путями сообщения, с государствами, находящимися на побережье Балтийского и Северного морей.

Ведущим в системе морского транспорта Украины является Черноморско-Азовский бассейн. К нему тяготеют Ростовская область, Краснодарский край, Закавказье, Приуралье, Среднее и Нижнее Поволжье. Перечисленные регионы имеют развитую добывающую и обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство, широко развитую сеть железных и автомобильных дорог, речных путей и трубопроводов.

В грузопотоках Черноморско-Азовского бассейна выделяются перевозки нефти, руды, угля, химических, строительных грузов, товаров промышленного производства и сельского хозяйства.

К Каспийскому морскому бассейну примыкают Азербайджан, Дагестан, Казахстан, Туркмения и другие области, которые образуют район тяготения к Каспийским портам. Прикаспийские районы богаты нефтью, сульфатами, хлопком.

Дальневосточный морской бассейн обслуживает обширную территорию Приморского и Хабаровского краев, Магаданскую, Камчатскую и Сахалинскую области.

В связи с тем, что побережье Охотского моря, Камчатка, Чукотка и примыкающие к ним глубинные пункты не имеют железнодорожных путей, поэтому главным видом транспорта в обслуживании как межрайонных, так и внутрирайонных связей служит морской флот. Им осуществляются перевозки нефтепродуктов, угля, лесных грузов, продукции целлюлозно-бумажной промышленности, зерна и продуктов питания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7