Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения

Страница 1

Система организации медицинского обеспечения БДД предусматривает комплекс мероприятий, включающих как медицинскую профилактику ДТП, так и медицинскую помощь в случае возникновения ДТП.

Дорожно-транспортный травматизм занимает первое место в мире по числу погибших и второе по числу травмируемых. Общая летальность при ДТП в 12 раз выше, чем при других видах травм, инвалидность — в 6 раз выше. Пострадавшие нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще. Больничная летальность таких больных в 4,5 раза превышает летальность пострадавших от других причин. Основными травмами при ДТП являются переломы костей (30,3%), множественные повреждения (30%), травмы головного мозга (25,6 %), множественные ушибы (12%) и раны (2,1%). Следует особо отметить высокую частоту травм головы, которые отмечены более чем у половины пострадавших.

52,3% летальных исходов при ДТП наступают на месте происшествия, 38,8% - в стационаре, 6%- в приёмных отделениях больниц и 2,5% - при транспортировке пострадавших.

Травмы, полученные в результате ДТП, составляют треть от всех видов травм и являются одной из основных причин выхода на инвалидность граждан трудоспособного возраста. Среди пострадавших в ДТП три четверти составляют мужчины, работающие в различных сферах, средний возраст погибших - 25¸34 года.

Основными причинами, снижающими эффективность медицинской помощи на догоспитальном этапе, являются: прибытие к месту происшествия бригады скорой медицинской помощи со значительным опозданием (34,3%); недостаточная подготовка врачей и среднего медицинского персонала для оказания медицинской помощи при множественных травмах (24,6%); нарушение медицинских требований и правил транспортировки пострадавших (21,2%); отсутствие необходимой подготовки и навыков участников дорожного движения по оказанию первой медицинской помощи (19,2%); отсутствие средства связи для вызова скорой медицинской помощи (16,3%); отсутствие противошоковых средств и средств остановки кровотечения (12,5%); неполноценность существующих медицинских укладок и средств иммобилизации (10,4%).

Не нашли широкого применения утвержденные Минздравом России ещё в 1996 г. новые аптечки первой помощи. Их введение в действие на всей территории России планировалось с 1 января 2000 г. Выборочная проверка транспортных средств, проведенная в Нижегородской области, показала, что 72% транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и 36% - физическим, не оснащены такими медицинскими аптечками.

Система этапного оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП, включает в себя оказание медицинской помощи на месте происшествия, в пути следования в лечебное учреждение и непосредственно в лечебном учреждении.

Наиболее важным и уязвимым с точки зрения дальнейшего прогноза в спасении пострадавшего является первый этап оказания медицинской помощи.

Децентрализация, распределённость в пространстве ДТП оказывает существенное влияние на своевременность оказания медицинской помощи пострадавшим. На месте происшествия оказание первой медицинской помощи, включающей в себя оказание само- и взаимопомощи, осуществляется лицами, оказавшимися на месте происшествия: участниками дорожного движения, сотрудниками государственной инспекции дорожного движения (ГИБДД), работниками дорожных служб.

В городах на догоспитальном этапе первую медицинскую помощь получают 78,9% пострадавших при ДТП, а на федеральных автомобильных дорогах - только 37,9%. На месте происшествия погибает свыше 20% из-за неоказания медицинской помощи.

Примерно в 15% случаев пострадавшие, зажатые деформированными конструкциями транспортных средств, нуждаются в оказании медицинской помощи до того, как спасатели начнут извлекать их из поврежденных автомобилей, а значит время, затрачиваемое на выполнение спасательных работ, может иметь трагические последствия для пострадавших. Как установлено специалистами, при оказании помощи в течение первых 9 минут удаётся спасти жизнь 90% пострадавшим, через 18 - только 15 %.

Сегодня для обеспечения удобного доступа врача к пострадавшему в деформированном автомобиле требуется 20 ¸ 30 минут. Применение современных спасательных инструментов позволяет сократить это время до 5 ¸ 10 минут.

Квалифицированную и специализированную помощь пострадавшим при ДТП оказывают лечебно-профилактические учреждения, закреплённые Минздравом России за федеральными дорогами, однако укомплектованность квалифицированными специалистами недостаточна. Так, в городах в 86% случаев помощь оказывают врачи скорой медицинской помощи, на междугородных трассах в 74,5% - фельдшера.

На высокий уровень летальности определяющее влияние оказывает тот факт, что основное число пострадавших при ДТП были доставлены в лечебные учреждения попутным транспортом. При транспортировке попутным транспортом до поступления в лечебное учреждение погибает 82,6% граждан, при транспортировке машиной скорой помощи - 66,3%, бригадой реанимации - 17,4%.

Страницы: 1 2 3