Центр пути движения. Наблюдение
Правильное наблюдение — это концентрация внимания в области центра пути движения своего автомобиля, рациональное чередование быстрых осмотров ДТО с более длительным рассматриванием наиболее важных объектов, постоянный контроль обстановки сзади и сбоку автомобиля. Исследования показали, что опытные водители выдерживают нужное направление движения своего автомобиля, ориентируясь на область дороги вблизи центра пути движения. Центр пути движения представляет собой условную точку, расположенную впереди пути движения автомобиля, в которой водитель хочет оказаться через определенный промежуток времени. Эта точка становится как бы целью движения в данный момент. Она постоянно передвигается вперед со скоростью движения автомобиля. При наблюдении за различными элементами ДТО, взгляд опытного водителя, после фиксации на отдельных объектах или событиях, постоянно возвращается в область центра пути движения. Его расположение зависит от условий движения. Обычно, он находится посередине полосы движения, если автомобиль движется по прямому участку дороги. При движении по подъёму или закруглению дороги, центр пути движения располагается в месте, где будет находиться автомобиль, когда водитель закончит прохождение намеченного участка дороги.
Определим более точно расстояние опережающего наблюдения. В городе достаточно смотреть на 1—2 перекрестка вперёд. При движении за городом рекомендуется смотреть вперёд на расстояние, которое можно пройти за 12 с, двигаясь с неизменной скоростью. Для торможения автомобиля до полной остановки в нормальных условиях при скоростях более 60 км/ч требуется время свыше 3 с. При ухудшении дорожных или атмосферных условий время полного торможения автомобиля может увеличиться вдвое. После вычитания из 12 с времени неприкосновенного запаса, требуемого водителю для полного торможения (примем его равным 4 с), остается 8 с. Но ведь объект опасности может двигаться навстречу автомобилю. Допустим, что он движется со скоростью, равной скорости рассматриваемого автомобиля. Тогда на восприятие, оценку и принятие решения остается 4 с. Это тот минимум, который обычно стараются иметь в запасе опытные водители. Вторая составляющая правильного наблюдения — это рациональное чередование быстрых осмотров обстановки с более длительным рассмотрением наиболее важных объектов. Причём наблюдение ведется не только за проезжей частью, но и за участками около нее. Это позволяет заранее увидеть пешеходов, собирающихся переходить дорогу, а также транспортные средства, выезжающие с примыкающих дорог. Основная цель наблюдения — поиск опасностей. Поэтому глаза должны быть активны, т. е. находиться в постоянном движении. Они как бы «ощупывают» всю окружающую обстановку. Чёткое восприятие возможно только при использовании центрального зрения. Область центрального зрения ограничивается конусом с углом 3° в горизонтальной плоскости. Однако острота зрения достаточно хороша в пределах 10¸15°. В вертикальной плоскости эти углы в 2 раза меньше. Объекты, не попавшие в поле центрального зрения, могут быть обнаружены при помощи бокового зрения, которое, правда, не дает четкого восприятия их формы и деталей, однако позволяет быстро обнаружить движущийся объект. Наиболее распространенная ошибка при наблюдении в ДТО — это длительная концентрация внимания (рассматривание) на объектах, не представляющих особой важности с точки зрения безопасности (номерные знаки автомобилей, внешность водителей, пассажиров и т. п.). Из-за этого водитель не успевает осмотреть всю обстановку и часто только пробегает её глазами. Ведь движение глаз требует времени. Например, для перевода и фиксации взгляда с крайнего правого положения в крайнее левое требуется около 1 с. В ночное время, а также при искусственном освещении ещё больше. За это время автомобиль при скорости 60 км/ч пройдет около 17 м. Эти несложные расчеты показывают, что, рассматривая второстепенные объекты, есть риск наехать на другого участника движения, которого просто не заметили. Чтобы избежать таких ошибок, необходимо использовать центральное зрение только для рассматривания важных, с точки зрения безопасности движения, объектов. Но и на этих объектах не следует слишком долго концентрировать внимание. Если на длительное время (более 1 с) сконцентрировать внимание на каком-то одном, пусть даже очень важном объекте, есть риск пропустить внезапно появившуюся в другом месте опасность.