Морская картографическая информация

Информация » Морская картографическая информация

Страница 5

Термин «морские информационные объекты» означает отображаемые на экране элементы, несущие картографическую и другую, относящуюся к навигации информацию. Это различные картографические и навигационно-гидрографические объекты, характеризующие движение собственного судна элементы (позиция, прошлый путь, планируемый маршрут и др.), данные САРП о целях и т.д.

В разработку стандартов отображения МИО для ECDIS были привлечены многие международные организации.

Автоматически управляющая проводкой судна по маршруту система в документах ИМО называется Track control system.

Эта система в соединении с датчиками курса, скорости и положения судна должна удерживать судно на линии предварительно заданного маршрута при движении на полном морском ходу и на маневренных скоростях переднего хода. В качестве такой управляющей системы могут выступать:

• реализующий функции управления автоматизированный приемоиндикатор позиционной системы (Глонасс, GPS, DGPS и др)

• навигационная или навигационно-информационная система (ECDIS, ECS), имеющая режим управления,

• дополнительный модуль авторулевого в соединении с датчиками положения судна и устройством планирования его пути.

Ниже при характеристике маршрута используются понятия:

- отрезок маршрута - часть пути между двумя соседними точками поворота,

-участок маршрута - часть маршрута между двумя его любыми точками.

-маршрутный путевой угол отрезка пути (CUR - course under route) - угол между направлением на север и направлением от начальной к конечной точке отрезка,

- активный отрезок пути - отрезок маршрута, по которому в данный момент движется судно.

Параметры, определяющие маршрут судна, обычно хранятся в памяти электронного устройства, предназначенного для планирования пути. Этим устройством может быть ECDIS, ECS, автоматизированный приемоиндика-тор позиционной системы, специальная станция планирования и оптимиза-ции пути судна.

Маршрут, по которому должно пройти судно, задается в памяти системы координатами путевых точек (точек поворота). Путевым точкам (WP - way points) система обычно присваивает порядковые номера, начальная точка маршрута считается нулевой или первой.

Согласно требованиям ИМО при составлении маршрута определяются его прямолинейные и криволинейные участки. Криволинейные участки траекторий поворотов судна с одного прямолинейного отрезка пути на другой приближенно считаются дугами окружности и задаются своим радиусом. Устанавливается также интервал времени (либо дистанция), за который перед началом поворота система должна предупреждать судоводителя о подходе к точке поворота.

Назначается источник информации (SN - sensors), по которому будет определяться место судна и рассчитываться его маршрутные координаты (DR, Глонасс, GPS, DGPS, Loran, Decca, Radar, ARPA).

Устанавливаются величины Yдоп допускаемых отклонений от маршрута на его отрезках (CW - course width). Значения этого параметра при установке могут изменяться плавно либо задаваться дискретно названием требуемой точности судовождения на отрезке маршрута, например: очень высокая

(VH - very high), высокая (Н -high), средняя (М - middle), удовлетворительная (S - satisfactory). Каждому названию точности в этом случае соответствует определенное цифровое значение Yдоп.

Критерий оптимальности проводки судна но маршруту. Задача плавания по маршруту разделяется на две в определенной мере самостоятельные задачи:

• компенсацию отклонений от постоянного или изменяющегося назначаемого курса следования (стабилизация на курсе в широком смысле слова),

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9