Технико-экономические особенности различных видов транспорта

Информация » Технико-экономические особенности различных видов транспорта

Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека - потребность в перемещении. Однако практически ни один вид транспорта (кроме, пожалуй, автомобильного, и то не всегда) не может самостоятельно обеспечить полный цикл перемещения по схеме "от двери до двери" или "от дома до дома". Такое перемещение возможно лишь при четком взаимодействии отдельных частей транспортного комплекса. Организация работы транспортного комплекса России является одновременно и сложной задачей, и насущной для экономики страны потребностью, которая соответствует интеграционным тенденциям социально-экономического развития человечества, достижениям научно-технического прогресса и стратегическим интересам России.

Транспортный комплекс страны представляет собой совокупность эффективно взаимодействующих независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности видов транспорта - путей сообщения и транспортных средств (с их производственно-управленческим персоналом), обеспечивающих погрузочно-разгрузочные работы, перевозку людей и грузов с использованием современных прогрессивных технологий в целях наилучшего удовлетворения спроса населения и грузовладельцев на транспортные услуги

Россия располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. Каждый из этих видов транспорта представляет собой совокупность средств и путей сообщения, а также различных технических устройств и сооружений, обеспечивающих нормальную и эффективную работу всех отраслей народного хозяйства. Специфика транспорта России заключается в том, что в силу сложившихся геополитических условий во многих регионах какой-то один вид транспорта является монопольным, а другие виды его дополняют, в основном в конечных и начальных пунктах перемещения товаров и людей. Особенно это относится к восточной части России, занимающей более половины территории страны. Это нормальная естественная монополия. Наиболее эффективное использование видов транспорта в этом случае - их рациональное взаимодействие, что подтверждает мировой опыт.

Органическими частями транспортной сети являются железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных линий. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения продукции - это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям транспорта относят станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания и т.д.

В зависимости от стратегии и задач производится выбор транспорта для доставки продукции. При этом учитывают размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования.

Таблица 1. Расстояния между соседними пунктами транспортной сети, км

L1

L2

L3

L4

L5

L6

L7

55

35

90

95

45

60

85

Таблица 2. Объемы перевозок грузов между корреспондирующими пунктами за год, тыс. т

Пункты

отправления

Пункты назначения

А

Б

В

Г

Д

Е

Итого

А

100

150

100

200

250

800

Б

300

300

250

250

200

1300

В

300

350

300

250

250

1450

Г

150

150

200

100

300

900

Д

150

200

300

150

350

1150

Е

300

350

100

250

150

1150

Итого

1200

1150

1050

1050

950

1350

6750

Таблица 3. Расстояние подвоза-вывоза груза автомобилями к (от) железнодорожной станции или речному порту от склада отправителя (к складу получателя), км

Пункты

от склада отправителя до ж. д. станции и

речного порта

от ж. д. станции и речного порта

до склада получателя

1

3