План расстановки судов составляют с учетом понижения уровня воды в зимний период
Для предохранения от повреждения равентуха палуб и внутренней отделки судовых помещений в связи с резкими перепадами температуры воздуха и воздействия влажности снег с тентов судов (особенно пассажирских) полностью не счищают, а оставляют слой толщиной до 15 см. Этот покров ослабляет резкие температурные перепады в судовых помещениях, особенно весной. Чрезмерное накапливание снега на палубах может привести к повреждению (продавливанию) надстройки.
Защита судов от весеннего ледохода может быть сопряжена с большими трудностями. Для успешной организации таких работ необходимо знать ожидаемый уровень воды при первых подвижках льда, а при начале ледохода — максимальный весенний ее уровень. Эти данные получают от ближайшего водомерного поста и из гидрометеосводок. Затем составляют план по защите судов от ледохода. В нем предусматривают порядок расстановки судов к моменту первых подвижек льда, организацию ломки льда и очистку акватории затона от льдин, меры перевода судов в безопасное место.
За 10—12 дней до предполагаемого срока первых подвижек льда необходимо организовать тщательное наблюдение за колебанием горизонта воды, направлением и силой ветра, температурой воздуха и т. д.
Перед первой подвижкой льда затонскую льдину отделяют от льдины реки и раскалывают на мелкие части, в противном случае при подвижке речной лед может увлечь за собой затонскую льдину, а вместе с ней и суда.
Если возникает опасность прохождения льда через затон, то все суда подводят к берегу и прочно швартуют. Суда, зимующие в ухвостье затона, обязательно заводят в затон.
Значительно большие трудности при охране судов приходится преодолевать в не защищенных от ледохода местах и местах случайных зимовок.
Иногда суда ставят на зимовку в устье небольших рек или овраги. Их заводят сюда до наступления ледохода. При этом до наступления прибыли воды весь лед вокруг судов от берега до стрежня раскалывают на «карты». С первой прибылью воды разломанный лед освобождает участок, и на нем образуется чистая вода. По мере прибывания воды суда заводят в устье реки или овраг, надежно ошвартовывая их за «мертвяки» или стволы деревьев.
При зимовке в плесе необходимо заранее, до первых подвижек льда, завести судно в ближайший затон или за рынок гор, к устью речки, или в овраг, или за искусственные сооружения (ледорезы, снеговые и земляные дамбы).
Ледорез сооружают из сосновых или еловых бревен. Он представляет собой несколько (5—6) вбитых в землю свай, состоящих из трех бревен каждая. На вершинах свай, обрезанных по одной наклонной линии, укрепляют насадку (нож) из шести бревен. Для большей прочности бревна свай и насадки скрепляют болтами, а между сваями ставят укосины.
Высота верхней по течению части ледореза делается на 60—70 см ниже наименьшего уровня воды, при котором наблюдались первые подвижки льда, а нижней — на 70—150 см выше наивысшего уровня, при котором наблюдался ледоход.
Снеговую дамбу сооружают из снега и льда, который свозят в течение всей зимы в определенное место и поливают водой. Дамба представляет собой пирамиду (размер нижнего основания 10—15, верхнего 6—8 м). Длина дамбы зависит от местных условий зимовки. Ее размеры должны быть такими, чтобы она не всплыла с повышением уровня воды.