Оценка точности места

Страница 1

Навигационная безопасность мореплавания обеспечивается счислением пути судна и периодическими обсервациями только с учетом их точности, которая традиционно оценивается среднеквадратической погрешностью СКП (M), вероятность которой составляет Р = 63%.

Однако «Стандартами точности судовождения» ИМО для оценки точности текущего (счислимого) места судна принята вероятность Р = 95%. Этому требованию практически удовлетворяет круг радиусом R = 2М (мили).

Требования к точности судовождения при плавании в любой зоне, допустимое время плавания по счислению, значения СКП измерения возможных на переходе навигационных параметров, а также формулы для расчёта СКП счисления, СКП счислимого места возможных обсерваций приведены в таблицах 2.12 и 2.13

Таблица 2.12 – Расчёт СКП места судна

Характеристика места судна

Формула для расчета радиальной (круговой) средней квадратической погрешности места судна

Примечание

Счислимое место судна

, (мили)

МО – СКП последней, принятой к счислению обсервации (мили);

МСt – СКП счисления (мили).

СКП счисления пути судна

(+) , (мили), при t < 2 ч

(+) , (мили), при t > 2 ч

КС – коэффициент точности счисления в данном районе, рассчитываемый по невязкам в счислении;

t – время плавания по счислению, (ч).

Обсервованное по двум пеленгам на два ориентира место судна (2П, 2РЛП, 2РП)

, (мили)

– CКП измерения пеленга (град.);

q – разность пеленгов на ориентиры (£ 90°);

D1, D2 – расстояния от обсерво-ванного места до 1-го (D1) и 2-го (D2) ориентира, (мили).

Обсервованное место по пеленгам на три ориентира (3П)

или , (мили)

– CКП измерения пеленга (град.);

D1,2,3 – расстояние в милях до 1-го (D1), 2-го (D2) и 3-го (D3) ориентира (мили);

a, b – углы между пеленгами на ориентиры (град.);

МО2 – СКП обсервации по двум пеленгам (мили).

«Крюйс-пеленг»

, (мили)

МО – СКП в определении места по 2-м пеленгам (мили);

МСt – СКП в счислении за время между П1 и П2 (мили);

q – разность пеленгов (град.).

Обсервованное место по пеленгу и расстоянию до одного ориентира (П и DР)

, (мили)

– СКП измерения пеленга (град.);

mD – СКП измерения расстояния до ориентира (мили);

D – расстояние до ориентира (мили).

Обсервованное место по расстояниям до двух ориентиров (2D)

(х) , (мили)

q – угол между направлениями на ориентиры (град.);

mD1,2 – СКП измерения расстояний (мили);

При mD1 = mD2 = mD –

(мили).

Обсервованное место по расстояниям до трех ориентиров (3D)

, (мили)

mD – СКП измерения расстояния до ориентира, (мили);

q – угол между направлениями на ориентиры (град.)

«Крюйс-расстояние»

, (мили)

МО – СКП определения места по расстояниям до двух ориентиров (мили) (х);

МСt – СКП счисления за время между D1 и D2 (+);

q – угол между ЛП1 и ЛП2 в точке пересечения D1 и D2 (град.)

Обсервованное место по двум горизонтальным углам трех ориентиров

(2 ÐÐ)

, (мили)

D1,2,3 – расстояния от обсервованного места до 1, 2 и 3 ориентира (мили);

– СКП измерения углов (угл. мин);

d1-2, d2-3 – расстояния между ориентирами, (мили);

q – угол пересечения линий положения (град.)

Обсервованное место по горизонтальному углу между ориентирами и пеленгу на один из них (другой закрыт для взятия на него Пº)

, (мили)

a – измеренный горизонтальный угол (град.);

ma – СКП измерения угла (угл. мин.);

– СКП измерения пеленга (град.);

D2 – расстояние до ориентира закрытого для пеленгования (мили);

d1-2 – расстояние между ориентирами, (мили)

Обсервованное место по горизонтальному углу между двумя ор-ми и расстоянию до одного из них (при сомнении в ∆К)

, (мили)

ma – СКП измерения горизон-тального угла (угл. мин.);

mD – СКП измерения расстояния, (мили);

D1, D2 – расстояние до ориентиров, (мили);

d – расстояние между ориентирами, (мили)

Обсервованное место по пеленгу на ориентир и высоте светила (П и h)

, (мили)

mh – СКП измерения высоты светила (угл. мин.);

– СКП измерения пеленга на ориентир (град.);

D – расстояние до ориентира, (мили);

q – угол пересечения линий положения (град.)

Обсервованное место по секторным РМКАМ или РНС с использованием радионавигационных карт

, (мили)

или , (мили)

mЗН – СКП в определении Орт.П (знаков);

mU – СКП измерения радионавигационного параметра (мкс., ф.ц);

Δ – разность оцифровки соседних гипербол, между которыми находится обсервованное место (зн., мкс, ф.ц);

L – расстояние в милях между этими гиперболами у обсервованного места (кратчайшее), мили

Обсервованное место по спутниковой РНС (ЗНИСЗ)

mr – CКП определения расстояния до НИСЗ;

hСР – средняя угловая высота НИСЗ;

ΔA – разность азимутов между парами НИСЗ;

Г – геометрический фактор

Страницы: 1 2 3