Оценка обеспеченности расчетной скорости
Автомобильные дороги по эксплуатационному состоянию должны обеспечивать возможность безопасного движения автомобилей с максимальной скоростью, близкой к расчетной для данной категории дороги. Скорость движения автомобилей оценивается по эксплуатационному коэффициенту обеспеченности расчетной скорости Крсэ определяемому по формуле:
(1)
где Vф mах – фактическая максимальная скорость движения на каждом участке эксплуатируемой дороги; Vp – расчетная скорость для данной категории дороги в соответствии со СНиП 2.05.02–85. Автомобильные дороги.
Фактические скорости движения приведены в табл. 1.
Назначение ремонтных работ в зависимости от величины Крсэ осуществляется в соответствии с табл. 7.
Таблица 7.
Значение коэффициента Крсэ |
Требуемый вид работ |
0,75–1,0 |
Содержание |
0,75 |
Ремонтные работы |
0,5 – 0,75 |
В неблагоприятные периоды года требуется усиленное содержание и последующее улучшение |
<0,5 |
Первоочередная перестройка |
Следовательно, на данной автомобильной дороге требуется только содержание.
Влияние ширины укреплённой поверхности дороги на обеспеченность расчётной скорости оценивают исходя из понятия «ширины психологического коридора».
«Психологический коридор» – это ширина поверхности дороги, которая оказывает психологическое воздействие на водителя при выборе траектории и режима движения.
Общая ширина психологического коридора:
;
Сокращение ширины укреплённой поверхности приводит к уменьшению ширины психологического коридора. Вместе с этим снижается и скорость движения. Величина снижения скорости при уменьшении ширины укрепленной поверхности существенно зависит от интенсивности движения. С учетом факторов расчетные формулы для определения максимальной скорости и коэффициента обеспеченности расчётной скорости, которые имеют вид:
Vфmax=K1 (В1ф–Вп), км/ч;
Крс=К2(В1ф–Вп),
где К1 и К2 – коэффициенты, учитывающие интенсивность и расчётную схему движения; Вп – минимальная ширина психологического коридора для различных расчётных схем, м. Расчётные формулы, значения К1 К2 и Вп, а также пределы применимости расчётных формул по интенсивности движения приведены в таблице 8.
Таблица 8.
Расчетная схема |
Расчётные формулы |
Границы применения по интенсивности движения, физич. авт/сут | ||
летом |
в переходные периоды |
зимой | ||
1. Свободное движение одиночного автомобиля |
Vфmax=K1 (В1ф–3,1), Крс=К2(В1ф–3,1), где К1=40; К2=0,33 |
<700 |
<600 |
<500 |
2. Движение в частично связанном потоке на двухполосной проезжей части при интенсивности, авт./сут а) 500–1500 |
Vфmax=K1 (В1ф–4), Крс=К2(В1ф–4), где при В1ф до 7 м К1=42,8; К2=0,36 при В1ф от 7 м К1=40; К2=0,33 |
700–1500 |
600–1200 |
500–1000 |
б) 1500–4200 |
Vфmax=K1 (В1ф–4), Крс=К2(В1ф–4), где К1=36,4; К2=0,30 |
1500–4200 |
1200–3600 |
1000–3000 |
3. Движение при интенсивном встречном потоке на двухполосной проезжей части |
Vфmax=K1 (В1ф–4), Крс=К2(В1ф–4), где К1=30,7; К2=0,25 |
>4200 |
>3600 |
>3000 |
4. Движение на трёхполосной проезжей части: а) при полной разметке |
Vфmax=K1 (В1ф–7,3), Крс=К2(В1ф–7,3), где К1=25,7; К2=0,21 |
>7000 |
>6000 |
>5000 |
6) при отсутствии разметки |
Vфmax=K1 (В1ф–8,5), Крс=К2(В1ф–8,5), где при В1ф до 11 м К1=38; К2=0,32 при В1ф от 11,1 до 12,5 м К1=26,4; К2=0,22 при В1ф >12,5 м К1=23,2; К2=0,19 |
>7000 |
>6000 |
>5000 |
5. Движение на проезжей части одного направления четырёхполосной автомагистрали с разде– лительной полосой, м: а) более 5 |
Vфmax=K1 (В1ф–4,1), Крс=К2(В1ф–4,1), где при В1ф до 8 м К1=36; К2=0,30 при В1ф от 8,1 до 9,75 м К1=30,9; К2=0,26 |
< 15000 |
<12000 |
<12000 |
6) до 5 |
Vфmax=K1 (В1ф–4,1), Крс=К2(В1ф–4,1), где К1=30,9; К2=0,26 |
< 12000 |
<10000 |
<10000 |