Концепция создания и функционирования транспортно-складских систем

Страница 1

склад транспортный макрологистический система

Такой подход к вопросам снабжения и сбыта, с точки зрения минимизации расходов на транспортно-складские операции и процессы, нельзя считать оптимальным по ряду причин. Так, в интересах железной дороги как основного транспорта тяжеловесных, крупногабаритных и массовых грузов предприятия, поставщики и потребители зачастую создавали склады большие, чем оптимально необходимые для соответствующих производств, оборудовали их средствами большей производительности, чем оптимальная для них с экономической точки зрения и коэффициентов использования.

Кроме того, железная дорога и другие виды транспорта как государственные структуры для перевозки грузов использовали в некоторых случаях льготные и другие тарифы, не всегда реально учитывающие затраты. Это оправдано, с позиции государства, стимулирующего или ограничивающего перевозки тех или иных материалов между отдельными регионами или предприятиями и обеспечивающего решение общегосударственных задач.

Фактическая ликвидация централизованного снабжения предприятий и сбыта их продукции, переход на прямые, договорные условия поставок материальных ценностей, требует пересмотра технологии функционирования транспортно-складских систем, параметров складов и используемых на них средств механизации и автоматизации с целью их оптимизации и снижения затрат. Необходимость пересмотра связана, прежде всего, с тем, что переход на прямые договора поставок резко повышает стохастичность этого процесса, увеличивается число возможных поставщиков и потребителей (при работе не через базы материального снабжения), меняются условия поставок от и для различных клиентов. В одних случаях для нормальной работы предприятия это может привести к необходимости расширения площадей и объемов складов при случайном и нерегулярном пополнении запасов, а в других они, уже существующие, окажутся не полностью использованными.

Вопрос эффективного использования складов возникает и в случаях перехода предприятий на новые производственно-экономические отношения, акционирования, выкупа, в результате которых на базе одного предприятия образуется несколько более мелких предприятий и крупные склады, ни одно из вновь образованных предприятий не в состоянии эффективно использовать. Это связано либо с невозможностью полностью загрузить склад, либо с территориальной разобщенностью. В некоторых случаях хорошо оборудованные и высокомеханизированные склады различного назначения просто переоборудуются для использования по другому назначению. Естественно, это ведет к большим потерям новым затратам, притом, не всегда оправданным и целесообразным, поскольку ликвидация оборудования склада - это необратимая потеря части национального достояния. Поэтому, учитывая изменения в производственно-экономических отношениях поставщиков и потребителей материальных ценностей, возникает проблема разработки новой концепции в эксплуатации существующих транспортно-складских систем, складов и разработке новых для измененных условий функционирования и критериев оптимальности.

Процессы производства, транспортирования и потребления связаны с многочисленными перегрузками и хранением материалов, сырья и готовой продукции. Поэтому склады являются неотъемлемой частью этих процессов и технологическим звеном любого производства. В зависимости от того, на какой стадии производства, потребления или перевозки располагаются склады, они отличаются своими функциями. В начале производственного процесса необходимы и организуются склады исходных материалов, сырья и комплектующих изделий. В средине процесса производства создаются межцеховые, внутрицеховые и межоперационные склады. В конце - склады готовой продукции. Кроме того, на крупных предприятиях, создаются многономенклатурные общезаводские склады. Общезаводские склады готовой продукции, сырья, топлива и полуфабрикатов имеют непосредственную связь с внешним магистральным транспортом: железнодорожным, автомобильным и другими видами транспорта. В процессе перевозки грузов между поставщиками и потребителями, с точки зрения выполнения функций, можно выделить группу складов, на которых осуществляется перевалка грузов с одного вида транспорта на другой, такие склады располагаются на грузовых станциях, в морских и речных портах, аэропортах и транспортно-экспедиционных пунктах автоперевозок.

На стадии потребления или в сфере обращения организуются межрайонные универсальные многономенклатурные склады грузов длительного хранения и в больших объемах для обслуживания большого числа потребителей. Такие склады, как правило находятся в введении Госснаба, Центросоюза, Госкомсельхозтехники и других государственных структур.

Основными факторами, определяющими параметры складов, технологию их работы и оборудования являются номенклатура и объем хранимой продукции, а также срок хранения. Следует отметить, что при плановом и централизованном снабжении и сбыте сроки хранения планировались следующими:

Страницы: 1 2