Тяжелый и упорный труд железнодорожников

Страница 1

Мирная жизнь советских людей, наполненная одновременно напряженной работой и мечтами о лучшем будущем была вероломно взорвана 22 июня 1941 года. Врагом, пытавшимся в 30 – е гг. менять свое обличие, был немецкий фашизм. Нацистская политическая верхушка немецкого капитала обратила свои взоры на восток – Советский Союз, мощно развивающуюся в те годы державу. Для наших соотечественников настала пора тяжелых испытаний. Работники железнодорожного транспорта, от которых очень многое зависело в ходе военных действий, всеми силами приближали победу над сильнейшим врагом. Участие железнодорожников Дальнего Востока в Великой Отечественной и Второй мировой войне, наряду с другими транспортниками, осуществлялось по некоторым направлениям.

Прежде всего, это самоотверженный многосменный труд непосредственно на рабочем месте – в депо, мастерских, путевых бригадах, на паровозе. Далее именно железнодорожники сыграли огромную связующую роль в подвозе боеприпасов, доставке бойцов на фронт, водили они санитарные поезда с ранеными в тыл. Наряду с железнодорожными войсками помогали расчищать поле боя после сражений, восстанавливали путь, мосты и другие сооружения. Следует отметить напряженную работу колонн паровозов НКПС особого резерва, которые формировались в годы войны практически на всех железных дорогах. Железнодорожники принимали непосредственное участие в боях с фашистской Германией. Самые мужественные были удостоены звания Героя, награждены орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, Славы, медалями за воинскую храбрость.

Немалый вклад в приближение Великой Победы внесли курсанты и учащиеся, студенты и преподавательский состав учебных заведений, школ военных техников (ШВТ). Наряду с учебными программами они осваивали в сжатые сроки военно – прикладные дисциплины – умели стрелять, ходить на лыжах, работали санинструкторами. Студенты помогали разгружать вагоны, собирать урожай, восстанавливать различные объекты. Как не вспомнить о семьях железнодорожников – женщинах, детях – подростках, пожилых рабочих, которые в годы войны вошли в состав «фронтовых» бригад, перевыполняя высокие военные нормы.

Старший машинист Вяземского депо Дальневосточной железной дороги орденоносец К.П. Ильин и его напарник А.К. Гречишенко, организовав образцовый уход за своим паровозом, в 1942г. сделали на нем пробег между подъемочными ремонтами 97тыс. километров вместо 45тыс. километров по норме. Бригада сэкономила 26 761 рубль государственных средств.

Дальневосточные железнодорожники перевыполняли задания, участвовали в скоростных формах работы, экономили время ради высокой производительности труда.

Слесарь пункта технического осмотра ст. Хабаровск – 2 Белов 23 июня 1941г. выполнил сменное задание на 900%. Работник Облучинского паровозного депо Таран – на 630%, электросварщик Смородинов выдал более пяти норм. По почину новосибирского машиниста Николая Лунина дальневосточники своими силами проводили текущий ремонт паровозов, экономили топливо, смазку и ремонтные материалы, удлиняли межремонтные пробеги паровоза, водили тяжеловесные поезда. В самом начале войны в Хабаровское паровозное депо пришел семидесятилетний старик, пенсионер, инвалид Привалов. Будучи слесарем пятого разряда, он организовал в депо производство запасных деталей для паровозов и уже в первые месяцы войны помог наладить выпуск около 300 наименований их, примерно на 200тыс. руб. Только в первые месяцы войны на предприятия Дальневосточной дороги пришли работать 670 женщин, а в начале ноября 1941г. на ДВЖД работали 5763 женщины. С 1943г. увеличился приток выпускников школ ФЗУ и железнодорожных училищ.

Напряженно трудились в годы войны старшие машинисты депо Хабаровск – 2 П.П. Серенков, В.С. Вожейко, А.А. Чугуев, являясь инициаторами новых починов.

В первые дни войны с нашей дороги уходили на фронт добровольцы. Так, газета Комсомольского отделения от 28 июня 1941г. сообщала, что на фронт отправились 39 железнодорожников. И таких сводок в 1941 – 1942гг. было немало.

В мае 1942г. Государственный Комитет Обороны принял решение прекратить призыв железнодорожников в Красную Армию и откомандировать из армии на транспорт наиболее опытных специалистов. Столь велика была потребность в железнодорожных кадрах непосредственно на производстве.

По решению Приморского краевого комитета ВКП(б) от 20.08.1941г. партийные органы направили на предприятия Приморской железной дороги 1200 коммунистов и 200 комсомольцев (молодежь работала в основном паровозными кочегарами).

В 1942г. по почину дежурных ст. Смоляниново т.т. Савинкова и Журавлева Сучанское отделение перешло на трехсменный график работы. На отделении было скомплектовано три смены (комплексные бригады), в которые вошли работники служб движения, паровозной, вагонной, пути и связи. Были сэкономлены средства и время.

В паровозном депо Ружино были созданы 33 фронтовых бригады, охватившие 535 человек. Создавались фронтовые бригады и в Хабаровском институте инженеров железнодорожного транспорта. Инициатором в этом выступила партгруппа механического факультета (партгрупоргом был студент Иван Лисин).

Страницы: 1 2