Обеспечение безопасности при электрогазосварке

Страница 1

Электрогазосварочные работы на судах могут выполнять только специально обученные лица, имеющие соответствующие свидетельства на право эксплуатации сварочных агрегатов.

Анализ травматизма на флоте показал, что при электрогазосварке большинство несчастных случаев явилось результатом поражения электрическим током и отравления вредными газами, выделяющимися при сварке. Кроме того, наблюдались случаи поражения слизистых оболочек глаз и открытых участков кожи лучами электрической дуги, а также ожоги каплями расплавленного металла и шлака.

Для обеспечения безопасности труда при электрогазосварочных работах следует руководствоваться основным нормативным документом РТМ 31.5010—76 «Сварка на морских судах, находящихся в эксплуатации. Требования безопасности», введенным в действие с 1 марта 1977 г., а также Правилами техники безопасности на судах морского флота. Согласно этим документам, помещения, где будут проводиться сварочные работы или работы с открытым огнем, должны быть тщательно осмотрены, провентилированы, очищены от пожароопасных материалов.

Сварочная аппаратура проверяется на исправность, одежда сварщиков — на чистоту от масел, жиров и пр. Разрешение на работу дает вахтенный помощник капитана. Место работы ограждается от доступа посторонних лиц, около него выставляется специальная вахта. Вахтенный обязан уметь использовать средства пожаротушения.

Перед производством сварочных работ в судовых помещениях необходимо: смежные отсеки очистить от огнеопасных продуктов и дегазировать, место проведения работ с применением огня укомплектовать средствами пожаротушения, свариваемые детали и электросварочный аппарат надежно заземлить и проверить исправность автомата отключения напряжения холостого хода. Время и место сварочных работ фиксируется в судовом журнале. Сварщик должен вести сварку в спецодежде (брезентовые брюки навыпуск, брезентовая куртка, рукавицы, рабочая обувь) с обязательным применением индивидуальных защитных средств — специального щитка со светофильтрами для защиты глаз от лучей электродуги и от попадания искр.

Особое внимание на судах должно уделяться организации сварочных работ в тесных и неудобных для сварки местах, в закрытых помещениях, резервуарах, цистернах и танках. В этом случае рекомендуется проведение ряда дополнительных мер безопасности. Одной из таких мер является применение безопасного электрододержателя, в котором смена электрода может быть произведена при отключенном электроде. Большое значение для безопасности труда сварщика имеет правильная прокладка проводов к сварочным постам, трансформаторам. Применение поврежденных проводов сварочных установок не допускается.

При работе в замкнутых и тесных пространствах (внутри цистерн, котлов и т. п.) электросварщик должен подстилать под ноги диэлектрический коврик, а на голову надевать защитную каску. Учитывая особую опасность таких работ, необходимо назначить второго наблюдающего, постоянно находящегося снаружи емкости и готового при необходимости оказать помощь сварщику. Наблюдающий должен держать страховочный конец, закрепленный за пояс электросварщика, и не выпускать его до выхода сварщика наружу.

При сварке и резке металла выделяются вредные газы и пары окислов металлов, поэтому при работе в замкнутых пространствах необходимо создавать надежную их вентиляцию или обеспечивать сварщика фильтрующим или шланговым противогазом. Перед началом сварки следует осмотреть установку и убедиться в том, что нет повреждения изоляции электропроводки.

Газовую сварку и резку часто производят ацетиленом. Широкий диапазон пределов взрываемости этого газа требует особой осторожности при работе с ним, а также с карбидом кальция, из которого ацетилен получают. Следует отметить, что опасность взрыва увеличивается в присутствии некоторых веществ, особенно меди. Поэтому необходимо соблюдать рекомендованные специальными инструкциями меры безопасности при транспортировке и при использовании баллонов с ацетиленом и с кислородом. При этом необходимо также учитывать большую опасность контакта кислорода с маслами. Прежде чем установить на кислородный баллон редуктор, необходимо убедиться в том, что на них нет масел, так как это может привести к взрыву.

Страницы: 1 2 3