Пути снижения расхода смазочных масел
Расход масла в эксплуатации зависит от трёх факторов: периодичности его замены, объёма системы смазки и величины потерь на межсменном пробеге (угар).
Сроки смены масла определяют экспериментальным путём. Обычно их указывают в техническом паспорте на двигатель или на автомобиль и связывают со временем наработки двигателя (в мото-часах) или пробега автомобиля (в километрах). Однако при таком методе не учитывается режим работы двигателя. Значение оптимизации периодичности смены масла трудно переоценить. Если сроки смены масла необоснованно завышены, эксплуатационники сталкиваются с ухудшением его свойств, возрастают отложения в двигателе, увеличивается его износ. При заниженных сроках смены возрастают эксплуатационные затраты на смазочное масло.
Сроки замены масла могут быть оптимизированы следующими методами: на основании накопленного опыта эксплуатации эмпирически устанавливают новую периодичность смены и проводят эксплуатационные испытания до выбранного пробега; длительность работы масла без смены устанавливают по его фактическому качеству, которое определяется во время стендовых и эксплуатационных испытаний, проводимых по типовой программе для каждого механизма. Угар масла предопределяется следующими факторами: сгоранием, испарением, утечками и выбросом масла через систему вентиляции картера. Он зависит от степени износа поршневых колец и других уплотнительных элементов. Влияют также конструктивные особенности двигателя и режим его работы. С повышением частоты вращения коленчатого вала и нагрузки на двигатель угар масла возрастает. Снижению угара масла способствует улучшение конструкции маслосъёмных, компрессионных колец и уплотнительных устройств. Уменьшение расхода масла также может быть достигнуто понижением до определённого предела ёмкости системы смазки.
Существующие системы классификации смазочных масел. Взаимозаменяемость с зарубежными аналогами
Классификации моторных масел
Отечественная классификация моторных масел
Отечественные моторные масла классифицированы ГОСТ 17479.1 – 85. Этот стандарт подразделяет масла на классы по вязкости и на группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств. Стандартная марка масла сообщает потребителю эти сведения в виде следующих условных обозначений: буква М (моторное), цифра или дробь указывает классы вязкости (дробь для всесезонных масел), одна или две из первых шести букв алфавита, означают уровень эксплуатационных свойств и область применения масла. Универсальные масла обозначают буквой без индекса или двумя разными буквами с разными индексами. Масла для бензиновых двигателей имеют индекс 1, дизельные масла – индекс 2. Классы вязкости, установленные ГОСТ 17479.1 – 85, представлены в таблице 5.2, а группы по назначению и эксплуатационным свойствам в таблице 5.3. Так, например, марка М – 6З/10В указывает, что это моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей, а М – 8Г2 и М – 10Г2, - это дизельные сезонные масла для дизелей без наддува или с умеренным наддувом, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений. В некоторых марках масел встречаются дополнительные буквенные обозначения (М – 10 Г2К). Такие дополнения вводят, чтобы выделить масло, относящееся формально к одной и той же группе, но содержащее различные присадки и допущенные к применению в разных объектах техники.
Таблица 5.2 – Классы вязкости моторных масел
Класс вязкости |
Кинематическая вязкость, мм2/с при температуре: | |
100 0С |
минус 18 0С | |
3З |
Не менее 3,8 |
1250 |
4З |
Не менее 4,1 |
2600 |
5З |
Не менее 5,6 |
6000 |
6З |
Не менее 5,6 |
10400 |
6 |
свыше 5,6 до 7,0 включительно |
- |
8 |
свыше 7,0 до 9,3 включительно |
- |
10 |
свыше 9,3 до 11,5 включительно |
- |
12 |
свыше 11,5 до 12,5 включительно |
- |
14 |
свыше 12,5 до 14,5 включительно |
- |
16 |
свыше 14,5 до 16,3 включительно |
- |
20 |
свыше 16,3 до 21,9 включительно |
- |
24 |
свыше 21,9 до 26,1 включительно |
- |
33/8 |
свыше 7,0 до 9,3 включительно |
1250 |
43/6 |
свыше 5,6 до 7,0 включительно |
2600 |
43/8 |
свыше 7,0 до 9,3 включительно |
2600 |
43/10 |
свыше 9,3 до 11,5 включительно |
2600 |
53/10 |
свыше 9,3 до 11,5 включительно |
6000 |
53/12 |
свыше 11,5 до 12,5 включительно |
6000 |
53/14 |
свыше 12,5 до 14,5 включительно |
6000 |
63/10 |
свыше 9,3 до 11,5 включительно |
10400 |
63/14 |
свыше 12,5 до 14,5 включительно |
10400 |
63/16 |
свыше 14,5 до 16,3 включительно |
10400 |