Парогенераторные установки

В качестве вспомогательных паровых котлов на промысловых судах применяются в основном водотрубные котлы различных конструкций, работающие на жидком топливе. Это обусловлено преимуществами водотрубных котлов по сравнению с огнетрубными, такими как меньшая масса и габариты, больший удельный паросъем и КПД На промысловых судах в связи с большей продолжительностью переменных и долевых режимов плавания судна утилизационные котлы не могут обеспечить нормальную работу потребителей пара, в том числе даже систему отопления судна. Исключение составляют суда типа «Наталья Ковшова» с дизель-электрической установкой, так как главные дизель-генераторы в режиме траления имеют нагрузку не менее 75% от номинальной, что позволяет утилизационным котлам работать достаточно эффективно. Относительная паропроизводительность котельных установок промысловых судов

d = D/Ne, кг/(кВт∙ч),

где D - производительность парогенераторной установки, кг/ч;

Ne - эффективная мощность главного двигателя, кВт.

Задаемся относительной паропроизводительностью котельных установок для БМРТ d = 1,5 кг/(кВт∙ч), тогда необходимая потребность в паре определится по зависимости

D = d∙NеГР = 1,5∙2580 = 3870 кг/ч,

Выбираем вспомогательный котел производительностью 4000 кг/ч пара - КАВ 4/7.

Количество пара, которое можно получить от утилизации выхлопных газов главного двигателя, составляет

DУПГ = 0,5∙Nе = 0,5∙2580 = 1290 кг/ч.

Это количество пара можно получить, используя выхлопные газы обоих главных двигателей, поэтому устанавливаем 2 утилизационных котла производительностью 720 кг/ч пара каждый – КУП-40СИ. Так как на переходе потребность в паре удовлетворяется утилизационными котлами, то применение утилизационных котлов эффективно. Использовать выхлопные газы вспомогательных дизель-генераторов судовой электростанции нецелесообразно, так как большую часть времени вспомогательные двигатели работают на частичных нагрузках, при которых невозможна нормальная работа парогенератора. Следует также учитывать, что при установке УПГ увеличивается газодинамическое сопротивление газовыпускной системы. Это приводит к потере мощности двигателем от 0,5 до 1,5%.

Таким образом на БМРТ типа «Пулковский меридиан» целесообразно установить один вспомогательный парогенератор паропроизводительностью 4000 кг/ч и два утилизационных парогенератора одинаковой паропроизводительности по 720 кг/ч.

Потребители пара:

Отопление 0,6÷0,7

испарительная установка 0,9

обогрев танков цистерн 0,5÷0,6

механизмы обслуживающий котел 0,4÷0,5

средняя нагрузка на котел на промысле 3,0÷3,5