Крутые повороты, подъёмы и спуски, сужения на дорогах

На криволинейных участках дороги условия движения осложняются. Здесь возникает боковая инерционная салона, которая стремится сместить, а в некоторых случаях и опрокинуть автомобиль в сторону, противоположную повороту. Чем круче поворот, т. е. чем меньше радиус закругления, тем он опаснее. Напротив, закругления с большими радиусами — 1000¸2000 м — практически не требуют изменения режимов движения автомобиля, а потому не опасны. Многочисленные статистические данные ряда стран позволяют выявить характерную зависимость: чем меньше закругления дороги, тем выше аварийность этого участка. Так, при радиусе кривой менее 100 м, относительная аварийность почти в 4 раза выше, чем на закруглениях с большим (1000 м и более) радиусом. Особенно опасен поворот в конце суженного спуска. Сверху из-за искажения в восприятии водитель не может точно определить кривизну поворота в конце спуска, поэтому реальные условия могут застать его врасплох. На таких участках водители часто не могут вписаться в поворот, теряют управляемость. Подъёмы и спуски также являются неблагоприятными участками движения автомобилей, причём зависимость прямая чем круче подъём или спуск, тем выше аварийность. Подъёмы опасны тем, что автомобили из-за неправильного выбора предшествующего режима движения не могут преодолеть подъём, иногда скатываются назад из-за отказов тормозной системы или скользкой дороги и т.п. Кроме того, подъёмы опасны из-за ограничения видимости на переломе подъёма. Спуски опасны в основном тем, что автомобиль под действием силы тяжести стремится увеличить скорость. Кроме того, водители на спусках неправильно оценивают скорость своего автомобиля (обычно меньше, чем на самом деле) и других автомобилей. Часто торможения двигателем (вспомогательным тормозом) бывает не достаточно, приходится применять рабочую тормозную систему. На продолжительных крутых спусках, если часто пользоваться колесным тормозом, он может отказать из-за перегрева тормозных барабанов. Совершенно недопустимо на крутых спусках использовать накат. ДТП на подъёмах и спусках в основном происходят при вынужденной остановке, скатывании назад, столкновении при обгоне, превышении безопасной скорости движения на затяжных спусках, применении экстренного торможения на спусках. Места дорожных происшествий сосредоточиваются в конце подъёмов, на выпуклых вертикальных кривых, на поворотах в конце спуска или подъёма. Сужения дороги заставляют водителя снижать скорость. Особенно опасны неожиданные сужения дороги, о которых водитель не был предупрежден. Часто ДТП случаются на мосту во впадине, когда водитель на большой скорости съезжает под уклон. Здесь также происходит неправильная оценка габаритов встречного транспорта и ширины проезжей части, поэтому возникает боковое столкновение.