Управление транспортными потоками
Будем полагать, что плотности соседних участков и
УДС различны, обозначим плотность и скорость движения на участках
и
соответственно через
и
, и
и
. Если
– скорость движущейся границы между участками
и
, то, исходя из закона сохранения, имеем
.(1.4)
Решая уравнение относительно , получим
,(1.5)
где и
- интенсивности движения на участках
и
соответственно.
Для малых изменений плотности скорость
передвижения граничной точки из уравнения (1.4), т. е.
.
.(1.6)
Для модели Гриншилдса величины и
определяют по формулам:
, (1.7)
.(1.8)
Из уравнения (1.8) следует, что скорость граничной точки при пренебрежимо малом изменении
(или
) удовлетворяет условиям:
.(1.9)
При распространении ударной волны в ТП часть волны будет двигаться назад – в противоположном направлении движения потока, другая часть волны – вперёд, в направлении потока. При образовании ударной волны происходят резкие изменения плотности вплоть до разрыва, автомобили вынуждены замедлять скорость или останавливаться.
В подтверждение метода, учитывающего наличие разрывов, определены три зоны: зона постоянной скорости, зона постоянной интенсивности и зона постоянного изменения интенсивности в зависимости от плотности. В первой зоне скорость ТС определяется состоянием самой УДС, а интенсивность соответствует предъявляемым к УДС требованиям. Вторая зона представляет собой зону, в которой ожидаются «сбои» в режиме движения: средняя скорость падает, в то время как интенсивность можно поддерживать на высоком уровне. В третьей зоне (старт-стопное движение) скорость и интенсивность падают, что само по себе может являться определением затора.
Затор возникает в том случае, когда в транспортной сети на некоторых перегонах образуются очереди, длина которых оказывается больше длины
соответствующих перегонов, т.е.
. Поэтому управление в вынужденном режиме движения, в первую очередь, должно быть направлено на создание таких условий движения, при которых удовлетворяются ограничения
для всех перегонов УДС.
Рассмотрим УДС , содержащую
участков
, каждый из которых наделен имманентными свойствами: уникальным номером
, интенсивностью
и др. Будем считать известными параметры УДС, ТП и алгоритмы работы светофорной сигнализации. Анализ снимков интенсивности
позволяет заблаговременно выявить зоны, в которых наблюдаются режимы перенасыщенного движения.