Транзитный потенциал России: проблемы и возможности

Информация » Потенциал Евроазиатского транзита » Транзитный потенциал России: проблемы и возможности

Выгодное географическое положение России позволяет организовать обслуживание транзитных грузопотоков, в частности, между странами Европейского Союза (ЕС) и Азиатско–Тихоокеанского региона (АТР) в наземном сообщении силами и средствами транспортной системы страны. Европейский Союз является важным по значимости партнером для стран АТР. Доля экспорта товаров из стран ЕС в этот регион составляет около 10 % или 250 млрд. долларов, доля импорта — примерно 15 % или 350 млрд. долларов [2]. На http://www.rostov-buket.ru цветы ростов заказ доставка.

В 2007 г. поток контейнеров из стран АТР в ЕС составил около 6 млн. контейнеров в 20–ти футовом эквиваленте. Из этого количества через территорию России транзитом проходит около 2 %, а основной поток пере-

возится зарубежными компаниями морским путем. Правительство России намерено увеличить долю экспорта транспортных услуг к 2011 году в 2 раза, что стоимостной оценке составляет 13 млрд. долларов США. При этом доля экспорта транспортных услуг должна составить около 50 процентов в общем объеме экспорта услуг России.

При прочих равных условиях транзит через Россию должен быть привлекательным для международных производителей, отправляющих свою продукцию на экспорт, так как он короче и быстрее, чем морской путь, который сегодня является основным на данном направлении грузоперевозок. Контейнерный поезд, следующий по маршруту порт Восточный — Брест, выполняет рейс за 8 суток. Средний срок доставки контейнеров по Транссибу составляет 8-12 дней, морским транспортом 1-2 месяца.

Вместе с тем, уровень транзита по территории России является низким. Это обусловлено различными причинами, важнейшей из которых является отсутствие современной транспортно–технологической инфраструктуры. На сегодняшний день на большинстве магистральных направлений наземные транспортные сети перегружены, а их состояние не отвечает мировым стандартам [4].

Основная масса грузов в межконтинентальных сообщениях, в том числе между странами ЕС и АТР, перевозится в контейнерах. Эффективность контейнерных технологий перевозок зависит от наличия специализированного подвижного состава и пунктов переработки груза, использования информационных технологий и взаимодействия экспедиторов разных стран. По многим позициям транспортная система России имеет значительные конкурентные преимущества в сравнении с другими способами доставки грузов между странами ЕС и АТР: особое географическое положение; международное взаимодействие; малые сроки доставки транзитных грузов; развитая инфраструктура; высокая безопасность перевозок. Вместе с тем, транзитный потенциал транспортной системы зависит не только от технических характеристик транспортных средств, сетей и инфраструктуры, но и в значительной мере от решений по согласованию параметров транспортных потоков, которые обслуживает транспортная система, их координации и интеграции. Для управления транзитными грузопотоками в транспортных системах могут быть использованы положения теории транспортной логистики, в соответствии с которой с позиции системного подхода интегрируются многочисленные операции процесса доставки грузов от отправителя до получателя с целью обеспечения оптимальных параметров конкретных критериев эффективности. По мнению зарубежных специалистов, российские перевозчики не активно использует передовые логистические технологии. Многочисленные исследования показывают, что следствием этого являются высокие эксплуатационные расходы, в том числе при обслуживании транзитных грузов. Данное обстоятельство сдерживает международные компании отправлять груз транзитом через Россию. Развитие транзитного потенциала транспортной системы зависит от следующих факторов:

· геоэкономические — расположение территории относительно глобальных экономических центров;

· геополитические — стабильность международных отношений и безопасность транспортных коридоров;

· инфраструктурные — высокая пропускная способность транспортной сети

· и пунктов взаимодействия видов транспорта;

· технологические — использование бесперегрузочных технологий и логистического сервиса.