Расчет управляемости автомобиля
По эмпирической формуле (1.6) рассчитываем коэффициент сопротивления увода Ку автомобильного колеса, отдельно переднего и заднего:
Ку1=0.778В(D+2B)(P1 +9.8104), н/рад; (1.6)
Ку2=0.778В(D+2B)(P2 +9.8104), н/рад; (1.7)
Далее определяем величину центробежной силы при движений автомобиля на повороте дороги радиусом R=100 м и Va=14 м/с
Рц=,(кН) (1.8)
где m=– масса автомобиля, кг;
g=9,8 – ускорение свободного падения, м/с2;
Значение центробежной силы должно быть определено для двух состояний автомобиля:
PцGo=, кН; PцGa=, кН; (1.9)
порожнего груженого
Часть центробежной силы, приходящейся на переднюю и заднюю ось порожнего и груженого автомобилей определяется по формулам:
Pц1Go= PцGo, (кН) Pц1Ga= PцGa, (кН) (1.10)
Pц2Go= PцGo, (кН) Pц2Ga= PцGa, (кН) (1.11)
Для нахождения углов увода передней и задней осей используют формулы:
dпGo=, (рад.) dпGa= , (рад.) (1.12)
dзGo=, (рад.) dзGa= , (рад.) (1.13)
Для этих двух состояний автомобиля определяется характеристика поворачиваемости:
dзGo - dпGo< 0 dзGa - dпGa < 0
У автомобиля с недостаточной шинной поворачиваемостью критическая скорость отсутствует, т.к. подкоренное выражение отрицательно и скорость является мнимой величиной
Критическая скорость современного автомобиля по управляемости значительно превышает его минимальную скорость движения.
Если по результатам расчётов окажется, что автомобиль имеет излишнюю поворачиваемость, то требуется рассчитать критическую скорость автомобиля, при которой наступает потеря управляемости)
=WкрG0 (1.14)
=WкрGа (1,15)
Рассмотрим расчет управляемости автомобиля РАФ 977Д. Подставим значения в формулы и получим:
Ку1=0,778×0,200×(0,381+2×0,200)×(0,25*106+9,8*104)=12213,12 н/рад;
Ку2=0.778×0,200×(0,381+2×0,200)×(0,25*106+9,8*104)=12213,12 н/рад.
m=25,5/9,8=2.6кг Рц=2,6×142/100=5 кН
PцGo=17,2×142/100×9,8=3,44 кН; PцGa=25,5×142/100×9,8=5,1 кН;
Pц1Go= 3,44×1,3/2,7=1,65 кН; Pц1Ga= 5,1×1,3/2,7=2,45 кН;